YOUTUBE: НАМ ЕСТЬ ДЕЛО ДО ...  



 

 

 

Кто такая Мария Монтессори

Великая Женщина-Мария Монтессори, Кто она и ее Система?

 ING6197Эта женщина и по сей день остается гордостью Италии. Ее портрет напечатан на итальянских лирах, а имя дважды числилось в списках, поданных на Нобелевскую премию. Также Мария Монтессори известна как первая женщина-врач в истории Италии.

Можно по пальцам пересчитать педагогические университеты в мире, где не ведутся спецкурсы по педагогике, названной в ее честь. Она посвятила себя служению детям, отстаивая их права на свободное, сообразное природе развитие. Тысячи учителей, вдохновленные идеями Марии Монтессори, стали страстными приверженцами её школы.

Мария Монтессори (1870 – 1952г) – итальянский педагог, детский врач, учёный, философ, которая посвятила всю свою жизнь созданию уникальной теории свободного воспитания и развития детей, сумев довести её до технологического уровня и с успехом реализовать на практике.  Колоссальный по своему масштабу педагогический подвиг, проделанный ею, потрясает воображение и вызывает глубочайшее уважение.

Характеризуя свой "метод", Мария Монтессори назвала его "методом свободного саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде". В этом его смысл и предназначение, а притягательная простота, понятность философии в сочетании с практической перспективностью стали основой его широкого распространения во всём мире.

Эффективность концепции Марии Монтессори подтверждена многолетней мировой практикой её использования в работе с дошкольниками и школьниками, а также детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

 ING6198Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с детьми с использованием комплекса оригинальных дидактичских материалов, известных ныне как Монтессори-материалы.

Помощь саморазвитию ребёнка осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму и чтению, математика, а также раздел, посвящённый так называемому Космическому воспитанию – знакомству с окружающим миром и человеческой культурой.

В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности. Все они находятся в открытом доступе: дети могут выбрать и взять их самостоятельно. Во всех этих учебных разделах осуществляется основная идея педагогической системы Марии Монтессори, состоящая в том, чтобы дать возможность ребёнку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в созданной педагогом пространственно-предметной среде.

Разработанный метод Марии Монтессори направлен на стимулирование ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Сама система состоит из трех взаимосвязанных частей – окружающей среды, учителя и ребенка, который находился в центре с его неповторимыми способностями, с его потребностями и особенностями физического, физиологического и психического развития.

Из приведенных выше принципов видно, что система Марии Монтессори отлична от традиционных учений педагогики. Согласно учению автора, к ребенку необходимо относиться, прежде всего, как к уникальной личности, у которой существует свой собственный план развития, сроки и время для познания окружающего мира.

В основе педагогического метода наблюдения лежит свобода ребёнка, а свобода - это активность. Дисциплина должна проводиться через свободу, а свобода должна сочетаться с чёткой структурой, специально предназначенной для маленького ребёнка - это главный принцип педагогики Монтессори. Идея предоставления ребёнку всех условий для свободного саморазвития, для формирования самостоятельности, когда ребёнок является не объектом воспитания, а объектом наблюдения.

По Монтессори, ребёнок от рождения наделён жаждой познания мира, он от природы любознателен, инициативен. Задача взрослых – создать условия, при которых заложенные природой качества развивались бы. Развитию сенсорных способностей, воспитанию чувств система Монтессори уделяет первостепенное значение. Монтессори-среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен красками, формами, звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте.

 ING6356Уникальный дидактический материал создан для этих целей, он даёт толчок к самообучению, учит мыслить логично и точно. Именно здесь проявляются принципы наблюдения и свободы. «Человек становится таким, какой он есть, не по милости учителей, а благодаря собственному труду». И действительно, в ситуации, когда ребёнок учится самостоятельно, и функция контроля и исправления ошибок перенесена на дидактический материал, учителю остаётся лишь наблюдать. «Жди и наблюдай». «Помоги мне сделать это самому».

Воспитание по Монтессори – это «активная помощь, необходимая для естественного развития жизни ребёнка. Дитя – это растущее тело и развивающаяся душа». Монтессори писала, что «дети это слабые человеческие существа, живущие среди сильных. Они не поняты. Их потребности не признаны в обществе взрослых, и это таит бездну непредвиденного зла».

Я думаю, что создать для детей островок логики, гармонии и порядка, создать специально организованную, тщательно продуманную, адаптационную среду, совершенно отличную от среды взрослых, среды подавления, это всё равно, что создать для нежного ростка дерева все благоприятные условия для его полноценного развития, и тогда, когда оно вырастет и окрепнет в этих условиях, ему будут не страшны любые другие условия. Это будет сильное, красивое, выносливое, правильно и гармонично сформированное дерево.

Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребёнка от учения. По Монтессори эта радость учиться — одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной, уравновешенной «нормализованной» личности. Дети, обучающиеся в своём собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Меня всегда интересовала тайна человеческого разума, как что-то космическое, до сих пор целиком неисследованное и непознанное. Каждый человек как маленькая вселенная, живёт по своим законам, и самые главные эти законы формируются в детстве. Поэтому разум ребёнка это ещё более что-то загадочное и космическое, совершенно отличное от разума взрослого, не проще и не меньше, а просто что-то совершенно и качественно иное, и то, что Мария Монтессори с такой любовью и с таким глубоким научным интересом смогла исследовать этот детский космос, и создать на основе своего исследования уникальную педагогическую систему, не может никого оставить равнодушным.

В своём итоговом труде «Разум ребёнка» (1952) Монтессори пишет, что «Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой». Монтессори открыла тот механизм, с помощью которого ребенок сам формирует себя, и назвала его «впитывающим умом».

Уникальность, эффективность и красота этой системы заключается в её целостности. В ней одно невозможно без другого. Каждый элемент этой системы может осуществиться только в контексте реализации всех остальных элементов. Специально подготовленная дидактическая среда, в которой идёт свободная работа ребёнка, роль педагога как взрослого, с любовью и уважением идущего за ребёнком, и собственные открытия, которые делает ребёнок, дисциплина и свобода выбора, идея совместного обучения разновозрастных детей с разными уровнями развитиями, удовлетворение базисных потребностей и следование сенситивным периодам. Всё в этой системе взаимосвязано, научно обосновано, тщательно продумано, логично и завораживающе красиво простроено.

Я имею счастье работать Монтессори-педагогом уже четыре года, и главный вывод и наблюдение, которое я для себя сделала за это время, это то, что настоящий внутренне свободный Монтессори-Ребёнок всегда выберет наилучшее для себя и для окружающих, в какой бы ситуации в жизни он ни оказался, в любом возрасте.

 

Волшебная Школа «Радуга»

Автор: Монтессори-педагог класса 3-6

Кузнецова Евгения

 
МОСКВА:                    
Детский сад: Измайловский б-р, д.50 
(рядом с м. Первомайская)
Детский развивающий центр
улица 3-я Парковая, дом 61   
Тел:
(926) 196 06 06
E-mail: okkolosova@ yandex. ru  
                        КРАСНОДАР:
                                         Детский сад
                                         Детский развивающий центр 
                                         улица Агрохимическая 73              
                                         8 (929) 850-46-75

                                         drc-raduga2016@yandex. ru


улица:  Агрохимическая, 73 

Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон
Введите код с картинки