YOUTUBE: НАМ ЕСТЬ ДЕЛО ДО ...  



 

 

 

О Независимости Ребенка и психологической независимости Мамы

w1Родители часто спрашивают, расскажите нам ступени независимости ребенка. Я говорю, что первая ступень – это он родился. Сначала он находится в вас. Вы даете ему защиту, еду, все. И первая ступень независимости – отделение. У меня должно получиться, я должен сам дышать, мне нужно жевать, сосать. И ребенок совершает первый успех – он родился, у него получилось.  Однако на воне этой независимости, возникает необходимость в материнском молоке чтобы выжить.

Следующая ступень это сидеть и ползать. Сначала ребенок  садится и видит новую вселенную, новые возможности, а когда он начинает ползать, то он старается изучить всю эту вселенную, ползая абсолютно везде. И он должен делать это в безопасности. Необходимо подготовить дом, чтобы ребенку было безопасно в нем. Следующая – ходьба. Он может гораздо быстрее менять местоположение, и сильно возрастает ответственность за безопасность, поскольку с хождением увеличивается вселенная интересов ребенка. Но так же возрастает и его потребность в независимости. Теперь я могу много ходить. И возрастает уважение к себе. Мне теперь  разрешено ходить. Я передвигаюсь. Я совершаю действие. Так к ребенку приходит сила. Он трансформируется в личность. Я могу совершать поступки, я могу менять вещи и материал, это начало сотрудничества с материалом, я могу передвигать материал, я могу получить любую вещь из материала. Это дает ребенку некую силу и уверенность. Ну и конечно следующая ступень – речь. Когда ребенок начинает говорить, это разрешает ему общаться и изъяснять свои желания и решения. Что происходит если ему не разрешать. Когда не разрешают нет независимости. Потому что ребенок проецирует себя на родителей. Родители для него как зеркало. И теперь родители будучи зеркалами посылают ребенку сообщения. К примеру, ребенок который впервые приходит в монтессори сад и встречает там педагога, который дает ему любовь, тепло и заботу, не запрещая ничего, ребенок поначалу теряется, т.к. не привык к такому.  Мы работаем над тем, чтобы ребенок получил то, что он хочет, тогда он сможет развиваться нормально. К пониманию отказа ребенка от чего либо нужно относиться нормально. Родители должны поддерживать, говоря ты «не сдашься» (нечто близкое к этому по смыслу). Это делается обязательно, и это не очень тяжело, родители помогают понять суть отказа, тем самым усиливая независимость.
Теперь он может отказаться. Родители часто говорят, ты еще мал и не знаешь. Это означает запрет для ребенка сделать самому. Вы так за ребенка беспокоитесь, так его опекаете, что ребенок пропускает ступени обучения. Я тебе (маме) доверяю, я не буду рисковать, мама предупредит меня о вещах, за которые надо беспокоиться, когда что-то случится я тебя спасу. И ребенок боится что то делать, боится быть независимым. Потому что мать транслирует на ребенка свой страх. Посылается сообщение, у тебя не получится, я боюсь за тебя, потому что ты не можешь защитить себя. Так рассуждают многие мамы, они конечно извиняются, говорят, что любят своего ребенка и хотят его независимости. Но когда ты любишь кого то, ты хочешь чтобы этот человек был независим, свободен. А когда очень любишь, то хочешь дать абсолютную независимость, абсолютную свободу. Это действительно любовь. Потому что люблю тебя, хочу чтобы ты был свободен. Не от моей любви, не от моей независимости, я хочу чтобы ты вырос прекрасным Человеком. И конечно, мамы например, волнуются за детей, им необходима защита, потому что очень сильно боятся, и ребенок не имеет независимости. Помните 50 лет назад все говорили: «Иди защищай, иди защищай». Это так и начиналось. И не разрешали ничего делать. И теперь вы не можете поехать в Европу, Не можете пойти в магазин, вам нужна независимость, но вы не можете сделать выбор, какая рубашка, вы не доверяете себе. Еще одна психологическая проблема, это отпустить ребенка от себя, дать ему независимость. И тогда начинается самая нечестная манипуляция: «Ты хочешь оставить меня одну». Видя грустную маму, ребенку приходится отказаться от своей независимости, потому что он не хочет потерять материнскую любовь. Это манипуляция детьми. Маленькими  и большими. Мамы обижаются, что вы им не звоните, не приезжаете к ним, потому что заняты, но это тоже элемент независимости. Это уважение. Это всегда выбор между независимостью и уважением коллег, что ты звонишь своей маме. Если этого не делать мама будет злиться, или отец, или лучший друг или кто то другой. Хороший друг рядом поможет: он будет заботится, он будет рядом. Эти взаимоотношения дадут свою независимость. Помогут понять кто ты на самом деле. Помогут понять себя. Для многих людей это является нормой отношений. Я хочу добиваться сам и быть независимым. Ребенок начинает чувствовать что единственный способ преодолеть закон, это получить независимость от матери, отца, или чего то еще. И придется бороться с манипуляциями родителей за независимость ребенка, потому что вам нужен независимый ребенок для работы с материалом. Дети, которые растут, получая независимость прекрасны. Видели разницу, когда отец и когда мама приводят детей в сад. Отцы обычно меньше хлопочут, попрощались и ушли. А мамы обнимут и все такое. Чем больше у ребенка независимости, тем легче ему развиваться. Да ребенка ждет много рискованных ситуаций, но он должен выжить. По этому матери необходимо снять опеку с ребенка. Ребенок должен подвергаться осознанному риску и он поступенчато будет получать независимость отделяясь от матери. И надо проводить беседы с родителями, чтобы те разрешили ребенку быть независимым. Это означает что вы многое узнаете для себя, слушая теоретические монтессори занятия, которые помогут в работе с детьми. Вы сможете изменить мировоззрение матери, объяснив ей необходимость независимых отношений. Как вы можете дать ребенку независимость не понимая что это.  Что значит быть независимым, что значит иметь ограничения? Какие ограничения у меня есть. Как мне протестировать себя. Могу ли я сделать это, а могу ли это?


Есть понятие психологическая независимость в независимости. Родители всегда стараются направить ребенка, делая за него выбор. Сначала в начальной школе. Они подталкивают его, начинают наседать: «Ты должен это сделать, ты должен это сделать». Вы оказываете давление на ребенка, а ребенок начинает останавливается в развитии. Вот почему важно не давить на детей, не наказывать их. Но мы получаем отдачу. Получив ее мы можем помочь почувствовать уверенность. Иногда приходится хвалить работу, которую не хочется, необходимо поставить оценку отлично чтобы установить связь с ребенком. Это для вас много значит и для него тоже. Вы не должны говорить что это хорошая или плохая работа. Нужно спросить: «Тебе нравится???». Не говорите, что это хорошо или плохо. «Тебе нравится???». Ребенок сам ответит – это прекрасно или ужасно. Такое тоже бывает. Можно сказать что нравятся цвета, общая композиция. Необходимо сказать что симпатично, или нравится, или вообще лучше ничего не говорить. Тогда ребенок чувствует себя хорошо, он себе доверяет. В процессе обучения вы должны получать отдачу, вы не должны осуждать его. Вы просто высказываете мнение. Просто сказать хорошая работа. Они должны сами понять что это хорошая работа. Мы всегда пытаемся оправдать надежду. Удовлетворить своих родителей. И мы начинаем делать, потому что знаем что можем. Мы спрашиваем ребенка: «Ты хочешь это сделать? Тогда делай». Приходят дети 3-х лет и говорят я могу это сделать, а бывает приходят и старше и говорят что  я не могу. Независимая активность ключевой элемент отделения от матери.

 
Дети не должны баловаться с материалом. Они должны с ним работать каждый со своим. Потом они объединятся, помогая друг другу, возникнет дружба, взаимодействие. Один ребенок рисует картинку и другой. Они не должны соревноваться на скорость. Педагог должен обозначить действия каждого. Ребенок должен понимать: у него есть руки – они выполняют определенную функция, у него есть ноги - они выполняют определенную функция. Все в теле все в природе имеет свое предназначение. Вы должны разрешать выполнять эту функцию. Вначале работы страх, но когда все закончено он проходит. Если у вас есть ноги и вы их не используете, ваши ноги слабы. По этому надо использовать все функции организма. Все что он делает, он так выражает себя. И хотя он не говорит о независимости, он ее чувствует. Это необходимо для работы. Вы должны разрешать ему пробовать что то делать, быть независимым. Не помогать без необходимости. И тогда в лишних действиях отпадет необходимость. Ему необходима практика с материалом. Ребенку надо сказать: «ты можешь это сделать! Ты мне нравишься! Я тебя люблю!». Ребенок получает послание что в него верят, что он может это сделать.  И он спонтанно говорит: «Я это сделал, сделал» .  Ребенок сам себе выбирает работу, мы даем урок, а ребенок выбирает материал. И он совершенствует свое мастерство. И поскольку ребенок независим, он может в любой момент оставить занятие и покинуть класс. А мы ему показываем как быть независимым, как самому одеться, как сделать все самому. Независимость можно увидеть с двух лет. 

Оксана Колосова,

Вице Президент

Первой Международной Монтессори Ассоциации в России (FIMA)

 
МОСКВА:                    
Детский сад: Измайловский б-р, д.50 
(рядом с м. Первомайская)
Детский развивающий центр
улица 3-я Парковая, дом 61   
Тел:
(926) 196 06 06
E-mail: okkolosova@ yandex. ru  

улица:  Агрохимическая, 73 

Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон
Введите код с картинки