YOUTUBE: НАМ ЕСТЬ ДЕЛО ДО ...  



 

 

 

Сензитивные периоды развития ребенка от 0 до 7 лет

Разрабатывая наши программы, мы внимательно и тонко учитывали важные сензитивные периоды развития ребенка с рождения до 7 лет.

Сензитивные периоды - это периоды особой восприимчивости малыша к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удастся так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научится чему-либо, как в соответствующий сензитивный период. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития своих способностей.

Границы сензитивных периодов у каждого ребенка могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, но имеет, по крайне мере, следующие возможности:

  • родитель должен знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случаи рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством чада;
  • взрослый может предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить материал для развития зоны ближайшего развития, в которую входит ребенок.

С рождения до 6 лет. Период развития Речи.

Речь - одна из самых важных особенностей человека. В ребенке речь зарождается еще в утробе матери. Человеческую речь детки различают среди других звуков сразу. На первом году жизни ребенок осваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно обогащается словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы.

В возрасте до 4,5 месяцев

Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом возрасте сознание крохи еще не может выделить в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем мире спутаны в единый клубок, в котором он ярко выделяет речь: дети смотрят в рот говорящего, поворачивают голову к источнику звучания. Если этого не происходит, существует вероятность того, что у младенца проблемы со слухом, и этот симптом - весьма веская причина для обращения к доктору.

Дети учатся подражать звукам. В это время они постоянно выдувают пузыри из слюней, выплевывают что-нибудь, и эти действия являются прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата. Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их в разнообразной последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка. В этот период важно читать ребенку книжки, петь песни, в том числе и колыбельные, пропевая слоги.

В возрасте около 1 года
Ребенок сознательно выговаривает первое слово - впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. В этот период необходимо много разговаривать с малышом, часто бывать в людных местах, чтобы ребенок слышал разные обороты родной речи, постоянно пополнять словарный запас крохи.

В возрасте около полутора лет
Ребенок начинает выражать свои чувства и желания. Это прекрасный возраст, когда малыш честно говорит и показывает, чего он хочет. Ребенок готов воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически сформулировать предложение. Только по причине небольшого словарного запаса ребенок, порою, не может точно донести информацию до взрослого.

Это очень важный период развития речи ребенка! Он связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого развития ребенка в билингвистической среде, когда малыш имеет возможность осваивать сразу два языка!
Причем, в норме можно быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не произойдет, и русские слова в немецких, английских либо других грамматических конструкциях использоваться не будут.

Возраст 2,5 – 3-х лет - наивысшая точка в расширении словарного запаса. Ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы, соединения. К этому возрасту речь становится средствами общения и управления поведением. Ребенок часто разговаривает сам с собой. Для родителей - это единственная возможность услышать в громкой речи чада логику, заметить последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он думает в настоящий момент, сразу же проговаривается. Со временем эти монологи становятся внутренними.

В возрасте 3,5 – 4-х лет
Ребенок начинает использовать речь целенаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он может решать свои задачи. Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков - буквами, с удовольствием обводят и пишут их. Это период знакомства с буквами, как символами и звуками. Чтобы к 4 - 4,5 годам малыш имел желание читать, именно в этот период его необходимо заинтересовать Письмом. В 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно будет учиться читать - к этому ведет его логика речевого развития.

От рождения до 5,5 лет - период Сенсорного развития, утончения восприятия органов чувств

Формы, объемы, величины. Используя сенсорный материал, ребенок учится подбирать пары и строить ряд, ориентироваться на изменения признака. Пальчики наших малышей должны работать хорошо, следовательно, кроху нужно поощрять менять, перекладывать, трогать, щупать и делать самые неповторимые этюды, которые так важны в развитии малышей.
В этом периоде важно полностью удовлетворить стремление ребенка к сенсорному материалу, потому как сенсорика развивает его логическое мышление. Успешность в сенсорике - крепкий фундамент для познания математики, физики, языков.

С 2 до 6 лет ребенок входит в сензитивный период - период Социальной адаптации. В этом возрасте кроха начинает идентифицировать себя как – «Я». Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, взаимодействие, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок принимает на себя разные роли. Происходит интенсивное впитывание  культуры. 

С 1 до 4,5 лет - период Освоения движений и действий. На первом году жизни ребенок осваивает свое тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Центральным пунктом этого периода является момент первого шага, то есть начало прямохождения человека. На втором году жизни ребенок взаимодействует с предметами, совершенствуя свои ручки. Его движения уточняются, координируются, выстраиваются в алгоритмы. К четырем годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движения, доступные взрослому человеку. Совершенствованием движений дети могут заниматься самозабвенно, по многу раз повторяя одно и то же действие.

С 1,5 до 3 лет - период Восприятия порядка. Наивысшая точка – два – два с половиной года. Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, которыми пользовался, с необыкновенной тщательностью, почти ритуально, выполняя различные действия. Познание точного назначения предметов становится для него важным этапом в построении своей картины мира. Еще для него важна последовательность событий и стабильность в отношениях с другими людьми (так проявляется потребность в безопасности), поэтому в доме важен порядок во всем: в игрушках, материалах, поддержании режима, ритуалах дня. Правила для ребенка в этот период жизненно необходимы. Именно стабильность позволяет детям в этом возрасте решить свою главную задачу - отделиться от мамы, начать самостоятельно контролировать свою безопасность. 

В этом периоде ребенок испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том  случае, если он нарушается взрослыми. Поскольку это происходит  очень часто, то у взрослых складывается образ малыша двух с половиной лет, как капризного, непонятно чего требующего человека.

С 1,8 до 3,5 лет – период Интереса к мелким предметам.  Кроха испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов рук. Он познает дробность мира, проживает механизмы анализа (разделения целого на части) и синтеза (соединения частей в одно целое). Сначала ребенок делает это руками под контролем зрения, используя мелкие предметы, а уже потом - в уме. Тяга ко всему мелкому настолько сильна в детях, что бороться с ней совершенно бесполезно. Родителям лучше постараться организовать для чад хорошо организованную среду с материалами, имеющими точный алгоритм работы.

 
МОСКВА:                    
Детский сад: Измайловский б-р, д.50 
(рядом с м. Первомайская)
Детский развивающий центр
улица 3-я Парковая, дом 61   
Тел:
(926) 196 06 06
E-mail: okkolosova@ yandex. ru  

улица:  Агрохимическая, 73 

Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон
Введите код с картинки