Психология изобразительной деятельности ребёнка

Татьяна Кузнецова, Монтессори-педагог, психолог, тренер
(статья основана на материалах сайта www.montessori-press.ru)

«Я оставляю следы»

Детский спонтанный рисунок, является средством самовыражения и имеет глубокий психологический смысл.

Первый рисунок в жизни каждого ребенка - это след от движения тела. Вот оно -  открытие, которое делает кроха к концу первого года жизни: «Я оставляю следы»!

Второе открытие малыша: «Я могу управлять  этими следами!»

С этого момента и начинается история изо-деятельности в жизни каждого маленького человечка. Ребенок понял, что может сознательно (преднамеренно) оставлять след. Изобразительная деятельность - целенаправленное оставление следов.

Следы для ребенка – наглядное воплощение присутствия его в этом мире. «Я ЕСТЬ. Я здесь живу».

Оставление следов – элемент территориального поведения.  «Рисунок - это мое пространство», - как бы говорит себе малыш. Это обозначение и защита его собственной территории, вот почему многие дети так любят рисовать на стенах и обоях.

 Художества чада мамы могут обнаружить на своих конспектах, документах, книгах, альбомах: ребенок хочет пребывать в пространстве рядом с мамой. Вы замечали, как домашний кот ложится на книгу, которую вы читаете? Он стремится попасть в максимально насыщенную энергией зону внимания, хочет быть в контакте с партнером. Ребенок не может лечь на лист. Вместо себя он оставляет следы. «Мои следы – это я, это мои представители» - делом, но не словом показывает он 

Стадии детского рисования

Каракули

- это первое рисование малыша.

Взрослые не уважают, не понимают важного смысла каракульного рисунка, а ведь это - крайне важный вид доизобразительной графической деятельности, раскрывающий огромный психологический потенциал.

Стадия каракульного рисования начинается около 1 года и длится до 2.7 - 3 лет.

Подразделяется на три фазы.

1 фаза - хаотические каракули

около 1 года жизни

Главный признак – отсутствие координации «глаз-рука».

- рука движется, а глаза смотрят (или нет)

- хаотичность, случайность (нет одинаковых движений)

Но скоро глазки уже начинают следить за рукой.

 

2 фаза – циркулярных каракулей

с 1года до 2,5 лет

- глаза следят, и рука может повторять движения много раз.

Выделяют 16 видов графических движений. У каждого ребенка – свой излюбленный один или несколько типов движений.



3  фаза – стадия развитых каракулей

от 2,5 - до 2,7лет

- рука владеет ситуацией, ребенок старается на одном листе делать разное.

- абстрактные композиции организуются в сложные группы.

- ребенок усваивает понятие края, рисунок удерживается в границах листа

Ребенок выступает в роли художника-абстракциониста: через линии и точки что-то показывает. «Посмотри, как я могу!» - девиз детей от 2 до 5 лет.

2-3 стадия – «вызываю графические формы». У ребенка возникает чувство ответственности: «это мое, я его породил». В пространстве рисунка все живет по его правилам. Все под контролем. Все подчинено детской активности.

Если ребенку дать пять фломастеров, он использует их все. Надо застолбить свою власть. В созидании нет места случайности: «если я делаю, я управляю этим». Ребенок - маленький монарх, а лист бумаги - территория, которую надо освоить.

По своему внутреннему содержанию третья фаза имеет следующий психологический смысл: в рисунке проживаются идеи взаимодействия, противостояния, борьбы.

По Эрику Эриксону, создателю теории стадий психосоциального развития, возраст 2-5 лет – период формирования личностной автономии. По М. Монтессори - это период духовного рождения. Ребенок вырывается из старых симбиотических отношений с мамой. Он делает открытие – «Я - отдельное существо!»

«Я существую, я есть и доказательство этому – мои следы, следы моего существования. Я знаю, что у меня есть имя. Я, мальчик или Я, девочка» - к трем годам происходит личностная идентификация.

В третьей фазе – лист бумаги становится  пространством личной свободы: «Куда хочу, туда веду. Безграничная власть. Линия послушна моей руке». Педагогу в это время важно помочь крохе усилить, пережить новую эмоцию - хозяин положения. В раннем возрасте переживания творческой свободы уникальны. После 2,5 лет пропадает свобода и появляется желание.

Норма завершения каракульного рисования – возраст 3 года.

Как организовать каракульный период

Рисовать любят все дети. Но как поведут себя взрослые?

1вариант. Запретить, запугать. В этом случае может появиться страх перед оставлением следов: «Я боюсь рисовать = я боюсь двигаться, говорить и прочее». Результат предсказуем – «Я боюсь проявить себя…»

2 вариант. Окультуривание, социализация. Нужно показать, где можно рисовать, а где не следует. В этом варианте важно:

  1. одобрить желание
  2. предложить культурный (адекватный) способ реализации, ввести, так сказать, в культурный контекст.

3 вариант. Свободное воспитание. Позволительно все. Попустительство. Родители потакают спонтанности, импульсу, и готовы, что пострадают обои, одежда, документы и прочее.

Педагогическое сопровождение

Чего можно достичь на стадии каракульного рисования?

  1. Привить любовь к рисованию. Важны одобрение и поддержка деятельности (снабжать материалом, оценивать работу, уважать, давать обратную связь)
  2. 2-3 фазы. Формирование композиционного чутья. Предлагайте листы разного формата. Не давайте ребенку сразу целый альбом, «овладеть» им за один вечер для него – дело чести!
  3. Умение пользоваться ИЗО-инструментами. Обеспечьте бумагой разного формата, инструментами, использование которых не доставляет трудностей (толстые фломастеры, пальчиковые краски и т.д.)

Формы обратной связи

Ребенок хочет, чтобы его рисунок увидели. Последний всегда носит коммуникативную функцию, выступает средством связи с другими людьми. Вам необходимо:

  1. Одобрить факт рисования
  2. Рассмотреть внимательно картинку, обсудить ее, причем сделать это конструктивно, без оценочно («ой, как много тут всего: и красные точки, и длинная синяя линия…»).

Каракульный рисунок ребенка еще не имеет символического смысла. Ребенок не рисует домик, солнце, травку.. он просто рисует! Взрослому трудно пережить «отсутствие смысла» в ранних детских рисунках. Как это можно, рисовать просто линии?!.. обязательно должно быть ЧТО-ТО. И тогда получается вот так…(взрослый «дорисовывает» свой смысл).

К 3 годам  ребенок проживает в себе открытие божественного дара творения. «Я могу творить снова и снова, это зависит от меня!» Каракульное рисование – самое мощное по своему потенциалу. Вернуться к нему невозможно.

Существуют психотерапевтические практики, когда взрослого человека возвращают  в стадию каракульного рисования в целях  использования его психологического ресурса.

Рисунок и автор

Рисунок – это след присутствия и активности Творца. И ребенок несет ответственность за свое творение. Взрослые не дают ребенку прожить это важное чувство, если заставляют рисовать по заданию. Тогда малыш снимает с себя ответственность за результат.

Люди всегда идентифицируются, отождествляются со своими рисунками. Такая невидимая связь уже доказана наукой. Человек «впечатывает» себя в рисунок. Вторжение в пространство рисунка – вторжение в личное пространство. То, как вы относитесь к рисунку, есть отношение к автору.

Родителю необходимо помнить это! Важно все: как берете, как смотрите на детский рисунок, что говорите. Взрослый должен уважать ребенка, не совершать символических отрицательных действий, не разрушать творения. Нельзя уничтожать или выбрасывать рисунки при авторе. Что же с ними тогда делать? Коллекционировать, конечно! И обязательно оформлять! Коллекция рисунков – жизнь души, история жизни.

 
МОСКВА:                    
Детский сад: Измайловский б-р, д.50 
(рядом с м. Первомайская)
Детский развивающий центр
улица 3-я Парковая, дом 61   
Тел:
(926) 196 06 06
E-mail: okkolosova@ yandex. ru  
                        КРАСНОДАР:
                                         Детский сад
                                         Детский развивающий центр 
                                         улица Агрохимическая 73              
                                         8 (929) 850-46-75

                                         drc-raduga2016@yandex. ru


улица:  Агрохимическая, 73 

Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон
Введите код с картинки