Психология изобразительной деятельности ребёнкаТатьяна Кузнецова, Монтессори-педагог, психолог, тренер «Я оставляю следы»Детский спонтанный рисунок, является средством самовыражения и имеет глубокий психологический смысл. Первый рисунок в жизни каждого ребенка - это след от движения тела. Вот оно - открытие, которое делает кроха к концу первого года жизни: «Я оставляю следы»! Второе открытие малыша: «Я могу управлять этими следами!» С этого момента и начинается история изо-деятельности в жизни каждого маленького человечка. Ребенок понял, что может сознательно (преднамеренно) оставлять след. Изобразительная деятельность - целенаправленное оставление следов. Следы для ребенка – наглядное воплощение присутствия его в этом мире. «Я ЕСТЬ. Я здесь живу». Оставление следов – элемент территориального поведения. «Рисунок - это мое пространство», - как бы говорит себе малыш. Это обозначение и защита его собственной территории, вот почему многие дети так любят рисовать на стенах и обоях. Художества чада мамы могут обнаружить на своих конспектах, документах, книгах, альбомах: ребенок хочет пребывать в пространстве рядом с мамой. Вы замечали, как домашний кот ложится на книгу, которую вы читаете? Он стремится попасть в максимально насыщенную энергией зону внимания, хочет быть в контакте с партнером. Ребенок не может лечь на лист. Вместо себя он оставляет следы. «Мои следы – это я, это мои представители» - делом, но не словом показывает он Стадии детского рисованияКаракули - это первое рисование малыша. Взрослые не уважают, не понимают важного смысла каракульного рисунка, а ведь это - крайне важный вид доизобразительной графической деятельности, раскрывающий огромный психологический потенциал. Стадия каракульного рисования начинается около 1 года и длится до 2.7 - 3 лет. Подразделяется на три фазы. 1 фаза - хаотические каракули около 1 года жизни Главный признак – отсутствие координации «глаз-рука». - рука движется, а глаза смотрят (или нет) - хаотичность, случайность (нет одинаковых движений) Но скоро глазки уже начинают следить за рукой.
2 фаза – циркулярных каракулей с 1года до 2,5 лет - глаза следят, и рука может повторять движения много раз. Выделяют 16 видов графических движений. У каждого ребенка – свой излюбленный один или несколько типов движений. 3 фаза – стадия развитых каракулей от 2,5 - до 2,7лет - рука владеет ситуацией, ребенок старается на одном листе делать разное. - абстрактные композиции организуются в сложные группы. - ребенок усваивает понятие края, рисунок удерживается в границах листа Ребенок выступает в роли художника-абстракциониста: через линии и точки что-то показывает. «Посмотри, как я могу!» - девиз детей от 2 до 5 лет. 2-3 стадия – «вызываю графические формы». У ребенка возникает чувство ответственности: «это мое, я его породил». В пространстве рисунка все живет по его правилам. Все под контролем. Все подчинено детской активности. Если ребенку дать пять фломастеров, он использует их все. Надо застолбить свою власть. В созидании нет места случайности: «если я делаю, я управляю этим». Ребенок - маленький монарх, а лист бумаги - территория, которую надо освоить. По своему внутреннему содержанию третья фаза имеет следующий психологический смысл: в рисунке проживаются идеи взаимодействия, противостояния, борьбы. По Эрику Эриксону, создателю теории стадий психосоциального развития, возраст 2-5 лет – период формирования личностной автономии. По М. Монтессори - это период духовного рождения. Ребенок вырывается из старых симбиотических отношений с мамой. Он делает открытие – «Я - отдельное существо!» «Я существую, я есть и доказательство этому – мои следы, следы моего существования. Я знаю, что у меня есть имя. Я, мальчик или Я, девочка» - к трем годам происходит личностная идентификация. В третьей фазе – лист бумаги становится пространством личной свободы: «Куда хочу, туда веду. Безграничная власть. Линия послушна моей руке». Педагогу в это время важно помочь крохе усилить, пережить новую эмоцию - хозяин положения. В раннем возрасте переживания творческой свободы уникальны. После 2,5 лет пропадает свобода и появляется желание. Норма завершения каракульного рисования – возраст 3 года. Как организовать каракульный периодРисовать любят все дети. Но как поведут себя взрослые? 1вариант. Запретить, запугать. В этом случае может появиться страх перед оставлением следов: «Я боюсь рисовать = я боюсь двигаться, говорить и прочее». Результат предсказуем – «Я боюсь проявить себя…» 2 вариант. Окультуривание, социализация. Нужно показать, где можно рисовать, а где не следует. В этом варианте важно:
3 вариант. Свободное воспитание. Позволительно все. Попустительство. Родители потакают спонтанности, импульсу, и готовы, что пострадают обои, одежда, документы и прочее. Педагогическое сопровождениеЧего можно достичь на стадии каракульного рисования?
Формы обратной связиРебенок хочет, чтобы его рисунок увидели. Последний всегда носит коммуникативную функцию, выступает средством связи с другими людьми. Вам необходимо:
К 3 годам ребенок проживает в себе открытие божественного дара творения. «Я могу творить снова и снова, это зависит от меня!» Каракульное рисование – самое мощное по своему потенциалу. Вернуться к нему невозможно. Существуют психотерапевтические практики, когда взрослого человека возвращают в стадию каракульного рисования в целях использования его психологического ресурса. Рисунок и авторРисунок – это след присутствия и активности Творца. И ребенок несет ответственность за свое творение. Взрослые не дают ребенку прожить это важное чувство, если заставляют рисовать по заданию. Тогда малыш снимает с себя ответственность за результат. Люди всегда идентифицируются, отождествляются со своими рисунками. Такая невидимая связь уже доказана наукой. Человек «впечатывает» себя в рисунок. Вторжение в пространство рисунка – вторжение в личное пространство. То, как вы относитесь к рисунку, есть отношение к автору. Родителю необходимо помнить это! Важно все: как берете, как смотрите на детский рисунок, что говорите. Взрослый должен уважать ребенка, не совершать символических отрицательных действий, не разрушать творения. Нельзя уничтожать или выбрасывать рисунки при авторе. Что же с ними тогда делать? Коллекционировать, конечно! И обязательно оформлять! Коллекция рисунков – жизнь души, история жизни. |
Детский сад/центр развития : Измайловский б-р, д.50
(рядом с м. Первомайская)
Тел:
(926) 196 06 06
E-mail: okkolosova@ yandex. ru