YOUTUBE: НАМ ЕСТЬ ДЕЛО ДО ...  



 

 

 

«Человек не может быть творцом человека» М. Монтессори

Система дошкольного воспитания, созданная врачом и педагогом Марией Монтессори, стоит особняком среди других. Ее ценность не только в своеобразии поставленных целей, но и в серьезном биологическом обосновании, значительности педагогических достижений, получаемых при ее применении. М. Монтессори в своей работе руководствовалась великим бэконовским принципом - «мы властвуем над природой, только повинуясь ей».

Наука требует от нас, чтобы при составлении детского меню мы не ориентировались на то, какие продукты есть в наличии, а руководствовались научными данными о пользе или вреде различных веществ для детского организма. Таким же образом наука должна исключить случайность в отношении стимулов, требующих духовного развития.

Итак, сто лет назад Мария Монтессори предложила метод самовоспитания ребенка в организованной обстановке. Для последней необходимы  особенный дидактический материал и совокупность воспитательных приемов, неразрывно связанных друг с другом в единое целое так ,как отдельные функции в живом организме.

Дидактический Монтессори-материал, представляет собой целый мир. В нем используются свойства предметов и явлений, согласно модальностям чувств, сгруппированные с математической точностью. Его прямая цель - воспитание всех чувств, его косвенное назначение - упражнение всех сторон психической активности ребенка. Воспитание чувств важно не только потому, что упражнение совершенствует функционирующий орган, но и потому, что таким образом мы развиваем и сами органы чувства и психосенсорные пути, и соответственные центры. Различение нами цветов спектра имеет высокую биологическую ценность: красный цвет возбуждает, синий - угнетает нервную систему, так далее

Цели воспитания дошкольника по-Монтессори:

  1. упорядочить личность ребенка и способствовать выработке координированных психофизических действий;
  2. развить все внешние чувства;
  3. через воспитание внешних чувств развить психические функции, уделяя внимание слабейшим: вниманию, интеллекту, воле;
  4. воспитать высшие интеллектуальные эмоции (интерес к труду, радость от совершенствования в достижениях), этические и эстетические чувства.
  5. избегать односторонней чрезмерной культуры воображения;
  6. развить язык, как в смысле овладения речевым аппаратом, так и в отношении обогащения запаса слов;
  7. развить навыки и потребности в самостоятельной работе и самообслуживании в пределах, соответствующих психофизическим силам ребенка.

Что отличает Монтессори-группы от обычных групп в детских садах?

Прежде всего, отличия обусловлены тремя факторами, присутствующими в Монтессори-группах:

  1. Специально подготовленная среда, в которой оказываются дети.
  2. Иные, чем в обычных группах, отношения между взрослым и ребенком.
  3. Особенные принципы обучения.

Известно, что психика ребенка формируется во время его деятельности. Но всегда ли в группе обычного детского сада у воспитанников есть условия для содержательной и интересной работы? Даже на самом лучшем фронтальном занятии кому-то из детей изучаемая тема не будет интересна, кто-то устанет на третьей минуте, кто-то на пятой… И как бы педагог не пытался удержать внимание группы, каждый ребенок получит индивидуальный эффект. М. Монтессори создала для ребенка такую развивающую среду, в которой у него есть возможность познакомиться с тем, к чему он уже готов и с тем, к чему будет готов только завтра. Поскольку группа разновозрастная, у малышей всегда есть пример успешной работы с трудным дидактическим материалом старших детей. Есть и учитель, который в Монтессори-группе становится не контролером, а помощником. Он проводит презентацию, показывая, как пользоваться материалом.

В Монтессори-группе учитель не только направляет усилия ребенка, он обязательно учитывает его желания: презентация делается только тогда, когда у ребенка появляется интерес именно к этому дидактическому пособию. Занятия не ограничиваются индивидуальными презентациями, есть общие занятия, но это не фронтальный урок, а скорее беседа или общая игра. Монтессори-педагог всегда прекращает занятие, если дети устали, хотя за каждым ребенком остается право тихо отойти и заняться другими делами или во время общей беседы работать с материалом, который он взял до ее начала. Увлеченного чем-то ребенка нельзя прерывать и тем более навязывать ему другую деятельность, чтобы не травмировать еще не окрепшую психику. Самое главное для Монтессори-педагога - не нарушать концентрацию ребенка.

Дети могут довольно долго концентрироваться на каком-то материале и увлеченно работать с ним. Если же проводить обычный фронтальный урок, то можно заметить, что некоторые дети не выдерживают даже укороченного 25-минутного занятия. Они устают, теряют внимание и концентрацию. В одной из своих книг М. Монтессори писала, как наблюдала за трехлетней девочкой, занятой повтором упражнения: малышка вставляла деревянные цилиндры в соответствующие отверстия. Педагог попросила детей специально громко петь и прыгать вокруг девочки, а затем подняла девочку вместе с креслицем, на котором та сидела, и поставила на стол. Малышка вообще не замечала этих манипуляций и не отвлекалась пока не закончила задание, данное самой себе. М. Монтессори насчитала 42 повтора упражнения! После его выполнения ребенок был спокойным, радостным и полным сил.

В Монтессори-группах уже через несколько месяцев после прихода даже маленькие дети концентрируются на работе значительное время. В обычном детском саду большинство детей на фронтальном уроке заставляют концентрироваться на том, что им не интересно и не понятно, в Монтессори-группе концентрация малышей носит спонтанный характер  они занимаются тем, что интересно им..

В Монтессори-группах носителями правил не всегда бывают взрослые. Часто основы жизни группы вновь пришедшим детям объясняют «старожилы» - те, кто уже не один год посещают группу. Социальная роль учителя в группах вполне естественная для детей, и для ее освоения мы не проводим специальные ролевые игры, у нас есть уроки вежливости или «социальные упражнения». Дети не всегда знают, как надо здороваться, чтобы не мешать другим, как чистить нос, чтобы не вызвать отвращения, как попросить помощи и много других «как», которые находятся за границами их повседневного опыта.

Благодаря стимулирующему материалу и его автодидактичности, то есть возможности без вмешательства учителя проверить правильность сделанной работы, мы обеспечиваем индивидуальный темп передвижения каждого ребенка. Во время самостоятельной работы ребенок привыкает не бояться ошибки и воспринимает ее как естественный элемент процесса познания мира.

В Монтессори-группах дети раньше сверстников овладевают письмом и чтением, отличаются богатым и развитым словарным запасом и умением выражать свои мысли. Они естественным образом развивают свои математические способности, и некоторые к выходу из дошкольного учреждения могут складывать, вычитать, умножать и делить в пределах тысячи, используя дидактический материал. Подавляющее большинство детей после Монтессори-групп без особого труда и репетиторов поступают в престижные школы. Они легко контактируют с другими детьми и педагогами, реже проявляют агрессию и думают прежде, чем что-то сделать. Они привыкли руководствоваться выбранными правилами, которые останутся для них моральными нормами на всю жизнь.

В Монтессори-группе с детьми работают «на линии». Линия на самом деле представляет собой классический круг, вернее овал. Она существует для того, чтобы дети могли легче ориентироваться в пространстве при ходьбе под музыку, а так же для того, чтобы, сидя в кругу, могли видеть учителя и друг друга. Именно круг придает этим беседам домашнюю уютность и задушевность. Если малыш случайно оказывается внутри круга, то обязательно какой-нибудь старший ребенок его поправит.

Линия - это значительная часть жизни в группе, где мы решаем проблемы, возникающие во взаимоотношениях детей, обсуждаем план каждого дня. На линии мы еще и играем. Это могут быть и обычные логопедические игры, направленные на коррекцию произношения, и игры с дидактическим материалом. Мы стараемся модифицировать знакомые детям игры так, чтобы они помогали ребятишкам узнать что-нибудь новое по той теме, над которой мы работаем. Например, если мы сегодня знакомимся с рыбами, то и игры посвящены рыбам.

В Монтессори-группах педагоги часто проводят подготовленные беседы в рамках какого-нибудь проекта или связанные с текущими событиями, такими, как смена времен года, а иногда возникающие спонтанно. Например, темы бесед: «Условия развития жизни на Земле», «Календарь», «Необычные животные» и т.д.

Пересказ и рассказ тоже часто используются на занятиях в группах. Учитель использует для этого Монтессори-материалы из языковой зоны (одну сюжетную или несколько последовательных картинок). Специфика заключается в том, что рассказ может составляться коллективно, либо каждый участник составляет часть рассказа или придумывает по одному предложению.

В детских садах Монтессори учитель контролирует процесс работы детей. Он постоянно помогает расширять зону их ближайшего развития и должен помнить все о каждом ребенке. Педагог фиксирует свои заметки о каждом воспитаннике  в дневнике наблюдений. Такой дневник позволяет судить о характере и скорости процесса развития.

Мария Монтессори смогла найти тот педагогический принцип, который позволяет воплощать в жизнь прекрасные идеалы, о которых постоянно говорят и пишут. Ее метод несколько неожиданен для классической педагогики. Монтессори-система -  постоянный эксперимент, где и педагог, и ребенок - исследователи.  Ведь, только отсутствие необходимого социального опыта не позволяет ребенку самостоятельно добывать нужные для осмысления и анализа факты, и учитель, наблюдая за ребенком, призван ему этот опыт дать.

В Монтессори-группах в своеобразной среде, созданной педагогами, малыш получает возможность приобрести социальный опыт, соответствующий его развитию.  Здесь учитывается то, что ребенок живет своей жизнью и не должен приспосабливаться к нашей. Развивая свой интеллект, он идет от ощущений и конкретного опыта к абстрактным правилам существования, которые становятся для него нормами и ценностями на всю жизнь.

Каждому из нас знакомо чувство неловкости от неумения вести себя в незнакомой обстановке. Мы готовим детей к различным жизненным ситуациям. Имея такой опыт, дети чувствуют себя уверенно даже в тех ситуациях, к которым их не подготовили. А это - половина успеха! Как показывает опыт, дети из Монтессори-групп приспособлены к жизни лучше, чем дети из традиционных садов.

 
МОСКВА:                    
Детский сад: Измайловский б-р, д.50 
(рядом с м. Первомайская)
Детский развивающий центр
улица 3-я Парковая, дом 61   
Тел:
(926) 196 06 06
E-mail: okkolosova@ yandex. ru  

улица:  Агрохимическая, 73 

Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон
Введите код с картинки